Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Конфликт-это всегда присутствующий процесс в человеческих отношениях. Он был определен А. У. Грином «как преднамеренная попытка противостоять, сопротивляться или принуждать к воле другого или других». Согласно А.Джиллину «конфликт - это социальный процесс, в котором отдельные люди или группы стремятся достичь своих целей, непосредственно бросая вызов антагонисту насилием или угрозой насилия».
Как процесс, это антитезис сотрудничества. Почти любое человеческое действие, скорее всего, будет направлено в сторону надежд или вмешается в планы кого-то другого. Однако такое действие становится конфликтом только в том случае, если сознательная попытка оказывается неудачной.
Сегодня конфликты-повседневная реальность. Они охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социальных взаимоотношений.
Распространенность конфликтов, их роль в общественной жизни привлекали внимание еще с древних времен. О конфликте писали древние мудрецы. Античные философы рассматривали конфликты как важнейший и необходимый атрибут общественной жизни и развития. В частности, Гераклит считал, что именно негативные последствия столкновений и войн заставляют людей искать мира и стремиться к нему. С древнейших времен люди пытались разрешать противоречия и мечтали о бесконфликтном обществе. Возникновение государства также можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предупреждения и разрешения конфликтов.
Социальный конфликт - крайний случай обострения социальных противоречий, который выражается в столкновении различных социальных общностей, обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития.
Цель работы - изучить социальную роль конфликта и методы управления им. Поставленная цель определила следующие задачи:
-рассмотреть понятие социального конфликта;
-проанализировать функции социального конфликта;
-раскрыть социальную роль конфликта;
-определить методы управления социальным конфликтом.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1.Понятие и функции социального конфликта
Каждый человек в течение своей жизни сталкивается с различного рода конфликтами. Все начинается из детства, когда ребенок не хочет делать что-то и вступает в конфликт со старшими. Некоторых с раннего возраста конфликты начинают раздражать, поэтому такие люди стараются избежать конфликтных ситуаций. Другие же наоборот «входят во вкус» и постоянно принимают участие в конфликтах, порой даже становясь зачинщиками. Зачастую такие люди решают все свои проблемы путем конфликта.
Конфликт происходит из-за противоречивости интересов, взглядов, целей и ценностей, складывается взаимное непонимание, которое потом перерастает в недовольство и вызывает конфликт.
Изучение проблемы социального конфликта получило широкое распространение в трудах многих классиков социологии, таких как К.Боулдинг, Р. Дарендорф, Г.Зиммель, Л.Козер, К.Маркс, Г.Спенсер и др.
С позиций социал-дарвинизма социальный конфликт рассматривался в работах Г.Спенсера. В рамках теории конфликтного функционализма социальный конфликт рассматривался Г.Зиммелем, в работах которого акцентируется внимание на конструктивных функциях конфликта. Представители теории насилия, такие как К.Маркс, Ч.Р.Миллс, Ф.Энгельс, считали, что конфликт воспроизводится в обществах с определенной социальной структурой.
С позиций диалектической теории конфликт рассматривали К.Боулдинг, Р.Дарендорф и Л.Козер. Согласно их представлениям, конфликт является функциональны для общества, является частью целостности взаимоотношений между людьми внутри социальной системы.
Свое теоретическое обоснование проблема социального конфликта получила в конце 19 - начале 20 веков. Социальный конфликт рассматривается с различных позиций. Одна из них - социально-биологическая. Ее представители считали, что в основе конфликта лежит присущее человеку агрессивное поведение.
Так, Г.Спенсер рассматривал конфликт как неизбежное явление в истории общества, стимул общественного развития, согласно его представлениям, противоборство обеспечивает равновесие не только в обществе, но и между обществом и окружающей средой [1, с. 10].
Похожей точки зрения придерживался немецкий социолог Г.Зиммель, он считал, что конфликт - это универсальное явление, способствующее интеграции групп внутри социальной системы. Он считал, что бесконфликтное общество является недееспособным обществом [5, с. 149].
Наиболее популярными концепциями конфликта являются диалектические, суть которых заключается в том, что конфликт является функциональным для социальных систем, обеспечивает их целостность. Самыми известными из них являются концепции Л.Козера, Р.Дарендорфа, К.Боулдинга.
Л.Козер считал конфликтом борьбу за ценности и претензию на определенный статус, власть и ресурсы, главной целью этой борьбы является нейтрализация, причинение вреда или уничтожение соперника. Конфликт неизбежен и без него общество не может существовать. Через разрешение конфликтов происходит трансформация социальной системы, ее приспособление к изменяющимся условиям [4, с. 544].
Ральф Дарендорф определял конфликт как характерное явление для любого общества, потому что каждое общество опирается на принуждение одних его элементов другими. Конфликт возникает из-за неравенства социальных позиций, отличия интересов людей [6, с. 141].
Кеннет Боулдинг утверждал, что конфликт является ситуацией, под которой противоборствующие стороны понимают несовместимость своих позиций и стараются опередить друг друга в своих действиях.
Общим во всех формулировках конфликта является то, что участниками конфликта являются по меньшей мере две стороны, соперники осознают несовместимость своих интересов и целей, конфликт является своеобразным толчком для изменения социальной системы.
Существует множество подходов к изучению социального конфликта. Рассмотрим сущность социального конфликта с позиций структурного функционализма, одним из главных представителей которого являлся Г.Зиммель, он считал, что конфликт в обществе происходит из-за присущей человеческой природе агрессивности, и в рамках диалектической теории социального конфликта, яркими представителями которой считаются К.Боулдинг, Р.Дарендорф и Л.Козер.
Одним из основоположников учения о конфликте является немецкий социолог Г.Зиммель. Он ввел в научный оборот термин «социология конфликта». По мнению Зиммеля, конфликт в обществе есть всегда, он неизбежен и неотвратим. Конфликт - это неотъемлемая составляющая социальной структуры, потому что индивиды изначально предрасположены не только к сплоченности организованности, но и к деструктивным проявлениям, которые приводят к различного рода столкновениям и конфликтам. В своей работе «Человек и враг» Зиммель говорил о том, что агрессивность, враждебность естественны для человека и являются одной из форм человеческих отношений. Такой вывод можно сделать по следующим причинам:
- Люди по своей природе эгоисты, в человеческих волнениях невозможно обнаружить жертвенного отношения Я к Ты.
- Легкая внушаемость враждебного поведения. Человеку легче внушить недоверие и отвращение к некоему третьему лицу, чем доверие и склонность.
Чтобы лучше понять природу конфликта, необходимо проанализировать положения из классической работы Г.Зиммеля «Конфликт», потому что его эссе является одним из самых плодотворных анализов социального конфликта.
-Главный тезис зиммелевского эссе - «конфликт - это форма социализации». Суть этого тезиса состоит в том, что социальные группы нуждаются не только в гармонии, но и в дисгармонии, в ассоциации и диссоциации, конфликты внутри групп являются не только разрушительными факторами. Если группа находится в состоянии постоянной гармонии, то она будет лишена структуры и движения. Для образования группы необходимы процессы обоих видов – конфликт и сотрудничество.
-Конфликт задает границы между группами внутри социальной системы благодаря усилению группового самосознания и их представлений о собственной уникальности. Так происходит самоидентификация групп внутри системы.
-В конфликте положительную роль играет выражение враждебности. При осуществлении конфликта накопленные подавленные враждебные эмоции находят выражение в действиях, тем самым разряжая обстановку в группе, предотвращая ее распад. Зиммель называл конфликт защитным клапаном, выпускающим чувство враждебности, которое может взорвать отношения между антагонистами [3, с. 62].
-Конфликт основывается на враждебности в близких социальных отношениях, потому что в реальности человек часто ненавидит того, кого любит. В близких, интимных отношениях, согласно Г.Зиммелю